ФЭНДОМ

275px-Coelophysis-bauri head

Целофиз, также целофизис (лат. Coelophysis) — род небольших хищных динозавров подотряда тероподов, живших в конце триасового периода (около 215 миллионов лет назад) на территории нынешней Северной Америки. Типовой вид — Coelophysis bauri.

Описание Править

Размеры целофиза достигали от двух до трёх метров в длину и полтора метра в высоту. Весил 15—30 килограммов. Своё название целофизис получил от Эдварда Копа в 1889 году, оно означает «пустотелая форма» со ссылкой на его полые кости.

200px-Coelophysis Animatronics model NHM2

Целофиз обладал очень изящным телом, что, вероятно, свидетельствует о его способности хорошо бегать. Несмотря на то, что он является ранним динозавром, строение его тела уже существенно отличалось от таких животных, как герреразавр и эораптор. Туловище целофиза соответствует тероподам, но грудной пояс показывает некоторые интересные особенности: у Coelophysis bauri была так называемая вилочка (furcula), самый ранний известный пример у динозавров. Целофиз также обладал четырьмя пальцами на передних конечностях.

Образ жизни Править

Целофизы были опасными хищниками. Они охотились на ящеров крупнее себя, и несомненно питались падалью.До начала 2000-х годов высказывалось предположение, что целофиз был каннибалом, основанное на том, что в Ghost Ranch был найден скелет детёныша целофиза в желудке взрослого динозавра (эта версия нашла отражение в сериале «Прогулки с динозаврами»). Тем не менее, Боб Гей в 2002 году высказал мнение, что эти образцы были неверно истолкованы (несколько экземпляров «детёнышей целофизиса» на самом деле являются небольшими рептилиями, такие как Hesperosuchus), и что больше нет никаких доказательств в поддержку каннибализма у целофиза. Исследование Боба Гея было подтверждено в 2006 году последующими исследованиями Несбитта и его коллег. Новые находки содержимого желудка целофизов могли бы внести ясность в данный вопрос.

Классификация Править

В настоящее время нет никаких сомнений, в том что данный динозавр принадлежит к тероподам. Однако дальнейшее таксономическое положение целофиза является весьма спорным. Иногда его ставят в инфраотряд Ceratosauria, иногда причисляют к базальным (NeoTheropoda.