ФЭНДОМ

Тираннозавр (лат. Tyrannosaurus), трудно привести пример более известного и популярного динозавра, чем тираннозавр. Сокращённое название единственного вида тираннозавра T.rex знают все, хотя не все понимают, почему именно <<рекс>>. Следует сказать, что сила тираннозавра очень сильно занижается современными кинематографистами, но то, что этот динозавр должен быть олицетворением зла и страха, откровенно сомнительно. Всё-таки тираннозавр был необычным ящером. Удивительно, что к останкам динозавра прикоснулись руки самых знаменитых палеонтологов прошлого, среди которых даже Отниел марш и Эдвард Коп. Правда, оба они сталкивались с зубами и фрагментами костей тираннозавра и причислили их к совсем другим видам динозавров.

Описание Править

Настоящее открытие тираннозавра произошло в 1905 г., когда его по найденным в 1902 г. останкам описал английский палеонтолог Генри Осборн. Тогда же придумали и название, означающие <<ящер-тиран>>, а обозначение вида T.rex переводится как <<король ящеров-тиранов>>. В дальнейшем обнаружили останки около 30 особей тираннозавров, по которым, собственно, и строится описание этого гиганта. А тираннозавр действительно претендует на название короля: длина крупнейших полных скелетов достигает почти 13 м, рост - 5.5 м, а ожидаемая масса - более 10 т. Более крупного плотоядного в его время не существовало, и за все время сопоставимые размеры имели только спинозавр и крупные кархародонтозавриды, такие как гиганотозавр и кархародонтозавр. Тираннозавр имел относительно короткие и несущие на себе всего два пальца и передние конечности, но большой хвост и не малую (до 1,5 м) голову, а некоторые зубы в челюстях вырастали до 30 см в длину, и это рекорд среди всех земных плотоядных. Судя по посадке глаз в черепе, динозавр обладал прекрасным бинокулярным зрением, кроме того, у ящера было отличное обоняние и хороший вестибулярный аппарат. Несмотря на всё это, многие десятилетия продолжаются ожесточенные споры о способе питание тираннозавра. Одни признаки свидетельствуют, что ящер был хищником, другие - что он питался падалью. Как было на самом деле - никто не знает, и никто не в силах поставить точку в этом споре. Вероятно, тираннозавр, как и его азиатский родственник тарбозавр, был больше падальщиком, чем хищником, и это никак не вяжется с созданным в массовой культуре образом идеального хищника. Но даже если тираннозавры и были падальщиками, это не умаляет их величия. Нельзя сомневаться, что этот гигант нагонял страх на всех живших в округе динозавров, хотя и не умел быстро бегать и хватать. Огромную роль тираннозавр сыграл в науке, ведь именно из его костей американские палеонтологи извлекли белки, присутствующие в костях современных птиц. У тираннозавра не было естественных врагов, и в целом он кажется успешно эволюционирующим животным. Однако он вымер, как и все остальные динозавры, причём сделал это даже раньше многих других ящеров, которые ещё несколько сотен тысяч лет жили без <<короля тиранов>>.