ФЭНДОМ

Mm-tarbosaurus-illustration-big-1-1-
Тарбозавр (лат. Tarbosaurus, от др.-греч. τάρβος — «ужас, предмет боязни» и σαῦρος — «ящерица») — род гигантских (до 12 метров длиной) хищных ящеротазовых динозавров семейства тираннозаврид, живших во времена верхнемеловой эпохи (83,6—66,0 млн лет назад) на территории нынешних Монголии и Китая.

Обнаруживаемые с 1946 года останки нескольких десятков особей тарбозавра, включая целые черепа и скелеты, позволяют воссоздать его внешний облик и сделать выводы об образе жизни, а также проследить его эволюцию. С 1955 года, когда название Tarbosaurus было впервые использовано Е. А. Малеевым, исследователи дали обнаруженным останкам несколько видовых названий. Однако к началу XXI века в научном сообществе сомнений не вызывает существование только одного из этих видов, Tarbosaurus bataar (реже, из-за значительного сходства с североамериканскими тираннозаврами, их классифицируют как Tyrannosaurus bataar). Близкими родичами тарбозавра также являются обнаруженные в Монголии алиорамы.

Тарбозавры были крупными двуногими хищниками весом до 4—6 тонн, с непропорционально маленькими относительно остального тела двупалыми передними конечностями. В пасти тарбозавра располагались около шести десятков зубов до 85 мм длиной. Хотя ряд исследователей считает тарбозавров падальщиками, более распространена точка зрения, согласно которой они были высшими хищниками своей эпохи и региона, охотившимися на крупных травоядных динозавров во влажных речных поймах.

Классификация и систематика Править

Тарбозавра как правило относят к семейству тираннозаврид подотряда теропод, к подсемейству тираннозаврин. Последнее утверждение разделяют только часть систематиков, например, Лю с коллегами в работе 2014 года включили род непосредственно в семейство тираннозаврид.

По своему внешнему виду тарбозавр ближе к тираннозавру, чем к альбертозавру; его отличает более массивное телосложение, пропорционально больший череп и пропорционально более длинные бедренные кости, чем у представителей второй эволюционной ветви семейства, включающей альбертозавра[6]. Часть исследователей рассматривают T. bataar как вид тираннозавров; эта точка зрения высказывалась как вскоре после открытия, так и в более новых исследованиях. В частности, Кен Карпентер оспаривает даже устоявшуюся точку зрения, согласно которой тарбозавры были мельче, чем тираннозавры, а все отличия в строении черепа между тарбозавром и тираннозавром, по его мнению, укладываются в рамки вариаций в строении черепа внутри вида Tyrannosaurus rex. Другие авторы выделяют тарбозавров в отдельный вид, хотя и признают их близкое родство с тираннозаврами.

Из исследования 2003 года следует, что наиболее близки к тарбозаврам алиорамы, разделяющие с ними особенности черепа, отсутствующие у других видов тираннозаврин (см. Строение черепа). Если эта точка зрения найдёт подтверждение, это будет свидетельствовать о том, что эволюция тираннозаврин в Америке и Азии шла разными путями и что тарбозавра нельзя отождествлять с тираннозаврами. При этом единственный известный представитель алиорамов — по ряду характеристик молодая особь, — по всей видимости, не является молодым тарбозавром, так как обладает бо́льшим количеством зубов (от 76 до 78) и специфической цепочкой костяных бугорков вдоль верхней части морды. В то же время в исследовании 2013 года наиболее близким родственником тарбозавра назван ещё один азиатский тираннозаврид — Zhuchengtyrannus, а тираннозавр представлен как следующий по близости морфологических характеристик.

История открытия и наименования Править

В 1946 году Монгольская палеонтологическая экспедиция АН СССР под руководством Ефремова И. А. в Гоби, в аймаке Умнеговь, обнаружила череп и несколько позвонков в Нэмэгэтской свите. В 1955 году советский палеонтолог Е. А. Малеев определил эти находки как голотип ранее не описанного вида, которому он дал название Tyrannosaurus bataar[13], представляющее собой искажённое монгольское «баатар» (рус. герой). В этом же году Малеевым были описаны ещё три черепа тероподов, найденных в процессе той же экспедиции в 1948 и 1949 годах. С каждым из этих черепов были найдены другие детали скелета, и каждый был классифицирован Малеевым как принадлежащий отдельному виду. Первый комплект получил название Tarbosaurus efremovi — новое родовое название, образованное от др.-греч. τάρβος (рус. ужас, почтение) и σαῦρος (рус. ящерица), и видовое имя, данное в честь советского палеонтолога и писателя-фантаста И. А. Ефремова. Остальные два черепа были классифицированы как новые виды известного по Северной Америке рода горгозавр (соответственно, G. lancinator и G. novojilovi). Все эти экземпляры были менее крупными, чем первый.

В 1965 году А. К. Рождественский опубликовал статью, в которой все четыре экземпляра, описанные ранее Малеевым, были определены как представители одного и того же вида на разных стадиях роста. По мнению Рождественского, этот вид не был тождественным североамериканскому Tyrannosaurus rex. В этот вид, для которого Рождественский предложил имя Tarbosaurus bataar, он включал не только описанные в 1955 году образцы, но и новые материалы[15]. В более поздних публикациях, включая работы самого Малеева, выводы Рождественского были признаны верными, хотя некоторые авторы предпочитали использовать видовое название Tarbosaurus efremovi, а не T. bataar. Однако в 1988 году Грегори С. Пол в своём обзоре хищных динозавров вновь относит Tarbosaurus efremovi к роду Tyrannosaurus. Четырьмя годами позже американский палеонтолог Кеннет Карпентер вновь проанализировал исследованные Рождественским образцы и пришёл к выводу, что останки принадлежат представителям рода Tyrannosaurus, согласившись с первоначальными выводами Малеева. Карпентер отнёс к виду Tyrannosaurus bataar все экземпляры, кроме одного, который был описан Малеевым как Gorgosaurus novojilovi. По мнению Карпентера, этот экземпляр представлял отдельный, более мелкий вид тираннозаврид, который он предложил назвать Maleevosaurus novojilovi. Ещё одна точка зрения была высказана в 1995 году популяризатором палеонтологии Джорджем Ольшевским, который предложил новое родовое имя Jenghizkhan (в честь Чингисхана) для Tarbosaurus bataar, а тарбозавра Ефремова и малеевозавра Новожилова рассматривал как ещё два отдельных рода, современных первому и обитавших в той же местности. Канадский палеонтолог Томас Карр в 1999 году снова описывает малеевозавра как подростковую особь тарбозавра. После 1999 года все публикации описывают только один вид либо под названием Tarbosaurus bataar, либо Tyrannosaurus bataar.

В 1963 году началась совместная польско-монгольская экспедиция в Гоби. В ходе экспедиции, продолжавшейся до 1971 года, было обнаружено много новых останков, включая несколько экземпляров тарбозавров в Нэмэгэтской свите. Японско-монгольские экспедиции с 1993 по 1998 год, а также частные экспедиции ещё одного канадского палеонтолога, Филипа Карри (англ. Philip J. Currie), в начале XXI века также принесли новый костный материал, классифицированный как принадлежащий тарбозаврам. В общей сложности обнаружены кости, принадлежащие более чем 30 экземплярам, включая свыше 15 черепов и несколько относительно полных скелетов.

Возможные синонимы Править

В 1976 году советский палеонтолог С. М. Курзанов по несколько более древним останкам, также обнаруженным в Монголии, описал ещё один новый род тираннозаврид, Alioramus. Более поздний анализ показал близкое родство алиорама с тарбозавром. Хотя найденный экземпляр был описан как взрослый, вытянутый и низкий череп характерен для подростковых особей, что заставило Карри предположить, что алиорам является всего лишь неполовозрелым тарбозавром; однако он же отметил большее количество зубов и наличие костяных гребней на морде алиорама, не позволяющие однозначно сделать подобный выводВ середине 1960-х годов китайские палеонтологи обнаружили в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (формация Субаши) останки (неполный череп и скелет) небольшого теропода, получившего кодовый номер IVPP V4878. В 1977 году китайский палеонтолог Дун Чжимин описал этот экземпляр как представителя нового рода Shanshanosaurus huoyanshanensis. В 1988 году в работе американского исследователя Грегори Пола шаншанозавр был описан как представитель вида Aublysodon (вид тираннозаврид, позже исключённый из биологической типологии); впоследствии Дун и Карри, вновь проанализировав останки шаншанозавра, пришли к выводу, что они принадлежат подростковой особи крупного тираннозаврида, но не сумели определить, какой именно вид они представляют, хотя тарбозавр был указан как одна из возможностей; к таким же выводам пришла в 2011 году японско-монгольская исследовательская группа после изучения останков детёныша тарбозавра в возрасте 2—3 лет, имеющих значительное сходство с аналогичными останками шаншанозавра. В последующие годы разрозненные ископаемые останки тираннозаврид были найдены также в других районах КНР, и многим из них местные исследователи дали собственные названия; вместе с тем, останки, описанные как Albertosaurus periculosisTyrannosaurus luanchuanensisTyrannosaurus turpanensis и Chingkankousaurus fragilis, возможно, принадлежат тарбозаврам.

В 2009 году в Гоби были обнаружены останки хищного динозавра, несомненно относящегося к тираннозавридам. Вначале останки были описаны как подростковая особь тарбозавра, но позже определены уже как принадлежащие новому, намного меньшему по размерам, динозавру, рапторексу, и датированы более ранним геологическим периодом — нижним мелом. В 2011 году группа американских палеонтологов сообщила о результатах нового анализа, согласно которым датировка костей неоднозначна и останки всё же принадлежат детёнышу более крупного тираннозаврида — возможно,

Внешний вид и строение Править

Известные останки тарбозавров, как и некоторых других крупнейших тираннозаврид, многочисленны, и многие из них хорошо сохранились. Только в Нэмэгэтской свите четверть всех обнаруженных костей принадлежит тарбозаврам. Скелеты, черепа и отдельные кости тарбозавров представлены в собраниях музеев всего мира, в том числе в коллекциях Палеонтологического института РАН и Института Палеобиологии Польской академии наук в Варшаве, в Музее естественной истории и Палеонтологическом музее Академии наук Монголии в Улан-Баторе (в июне 2013 года на центральной площади Улан-Батора был открыт временный музей, где экспонируется целый скелет тарбозавра), Музее естественной истории Университета Токай (префектура Сидзуока, Япония), Национальном музее естественной истории в Париже и Мельбурнском музее (подростковая особь). Хотя тарбозавры изучены меньше, чем тираннозавриды Северной Америки, доступного материала достаточно, чтобы учёные пришли к определённым выводам об их организме.

Уступая в размерах тираннозавру, тарбозавр всё же был одним из крупнейших тираннозаврид. Крупнейшие известные особи достигали в длину от 10 до 12 метров (в издании 1983 года приводится длина до 14 метров). Массу тела взрослой особи считают такой же или несколько меньшей, чем у Tyrannosaurus rex (5,5—6 тонн).

Тираннозавриды мало отличались друг от друга внешне, и тарбозавр не был исключением из этого правила. Голова тарбозавра сидела на S-образной шее, а остальная часть позвоночника, включая длинный хвост, располагалась горизонтально. Крошечные передние конечности тарбозавра были ещё меньше по сравнению с остальным телом, чем у других представителей семейства. На каждой передней конечности, как и у других близкородственных видов, было по два когтистых пальца; у некоторых экземпляров имеется также третий палец, лишённый когтя. Т. Хольц указывает, что пальцы у тарбозавра были редуцированы сильней, чем у других тираннозаврид, поскольку вторая пястная кость у тарбозавра менее чем вдвое короче первой, тогда как у остальных видов это соотношение примерно равно 2:1. Третья пястная кость у тарбозавра также пропорционально меньше, чем у прочих тираннозаврид, будучи короче, чем первая, в то время как, например, у альбертозавра и дасплетозавра она длиннее, чем первая.

В отличие от передних, трёхпалые задние конечности тарбозавра были длинными и мощными, неся на себе всю массу тела. Длинный тяжёлый хвост служил противовесом голове и торсу, так что центр тяжести располагался в районе бёдер