ФЭНДОМ

Thalassodromeus

Талассодромеус (лат. Thalassodromeus) — род больших птерозавров из надсемейства Azhdarchoidea, живших во время нижнемеловой эпохи (части альбского века, 112,0—109,0 млн лет назад), чьи ископаемые остатки найдены на северо-востоке Бразилии.

Описание Править

220px-Thalassodomeus skull
Thalassodromeus sethi DB

Название роду в 2002 году дали Александр Келнер и Диоген де Альмейда Кампос, оно происходит от др.-греч. θαλασσο — «морской» и др.-греч. δρομεύς — «бегун», указывая на образ жизни птерозавра, предполагаемый при первичном описании. Род включает единственный вид — Thalassodromeus sethi. Видовое название дано в честь египетского бога Сета из-за сходства формы головы. В 2006 году Андрэ Жак Вельдмейжер предположил, что Келнер спутал Сета с Амоном, чей головной убор имеет значительное сходство с гребнем талассодромеуса[2].

Thalassodromeus in Japan

Вид основан на голотипе DGM 1476-R — неполном повреждённом черепе, найденном в формации Сантана. Талассодромеус, живя в нижнемеловую эпоху, делил небо со своим меньшим родственником тапежарой. Особое внимание обращает на себя его огромный гребень на голове, который начинался от кончика носа и выступал далеко назад за черепную коробку. На долю гребня приходилось 75 % поверхности его черепа, достигавшего 1,45 метра в длину. Челюсти были острыми и беззубыми. Размах крыльев составлял примерно 4,5 метров. Функция гребня точно неизвестна. Гребень мог использоваться как половое различие, для распознавания вида или терморегуляции. Фрагмент нижней челюсти другого талассодромеуса, DGM 1476-M, принадлежал ещё более крупной особи с размахом крыльев в 5,3 метра.

☀Другой фрагмент челюсти, SAO 251093, неофициально рассматривался Вельдмейжером как новый вид, Thalassodromeus oberli. В 2014 году этот образец был выделен в отдельный род Banguela.

ПалеоэкологиКеллнер предположил, что способ питания талассодромеуса мог быть сходен со способом питания чаек-водорезов. Ящер летел низко над водой и опущенной нижней челюстью «резал» воду, выхватывая мелкую живность. Тем не менее, более позднее исследование анатомии шеи и нижней челюсти показало, что для него и для других крупных птерозавров это было бы неосуществимо из-за большого сопротивления: расход энергии был бы слишком высок[5]. Скорее всего, талассодромеус питался на земле, как аждархиды. На это указывают пропорции его лап, а мощные челюсти говорят о его хищном образе жизни, как у фороракосовыхя