ФЭНДОМ

Орнитохейр (греч. Ornithocheirus, «птичья рука») — вероятно, самый крупный птерозавр планеты. Орнитохейр был размером с маленький самолёт, но благодаря лёгким полым костям весил не на много больше человека. Размах крыльев Орнитохейра достигал от 12 до 15 метров. Он жил в меловом периоде, 140—70 млн лет назад. Орнитохейр обитал в Европе (в том числе и России), Африке, Австралии и Южной Америке (Аргентина и Бразилия). Его узкий удлинённый череп плавно переходил в длинный клюв, унизанный острыми зубами. Орнитохейры, по-видимому, населяли побережья морей, берега больших озёр и речные поймы.

ОписаниеПравить

Используя восходящие потоки воздуха, наиболее крупные орнитохейры вполне могли пролетать сотни километров, едва взмахивая крыльями. Этому способстовал также относительно небольшой вес— не более 100 кг, поскольку в костях рептилии находились так называемые «воздушные мешки». С высоты небесные гиганты опускались к поверхности воды за рыбой. Заметив добычу, птерозавр мгновенно погружал в воду клюв, смыкал челюсти и заглатывал рыбу целиком. Высокий килевидный гребень на клюве, по-видимому, помогал орнитохейру удерживать его в вертикальном положении в воде.

На суше орнитохейр, как и большинство других птерозавров, двигался медленно и неуклюже, что делало его лёгкой добычей даже для некрупных хищников. Чтобы обезопасить себя от врагов, птерозавры гнездились многочисленными колониями недалеко от воды. А это значит, что прибрежные скалы, утёсы и другие наиболее безопасные и удобные места для гнездования были перенаселены.

Окаменевшие кости орнитохейра впервые были найдены в Южной Англии в 1827 году, но свое название этот птерозавр получил только в 1869 году. Размах крыльев у большинства видов орнитохейра не превышал 2,5 м, однако сравнительно недавно в бразильских горах Сантана были найдены останки настоящего орнитохейра-исполина, размах крыльевкоторого превышал 13 м.

Хотя окаменелости птерозавров известны ученым более 250 лет, одним из первых официального научного названия удостоился орнитохейр.

Орнитохейр фигурирует в четвёртой серии научно-популярного сериала «Прогулки с динозаврами».

ГалереяПравить