ФЭНДОМ

Photo 944-1-

АнкилозаврПравить

Анкилозавр(с греч.<<ankulos>>(<<изгнутый>>) и <<sauros>>(<<ящерица>>),что в дословном переводе означает «Согнутый, спаянный или вплавленный ящер») - является родом панцирных динозавров из отряда птицетазовых динозавров.

Обитал анкилозавр в верхнем юрском и меловом периоде в Европе, Северной Америке и центральной Азии, а также в меловом периоде Австралии и Антарктиды. Их ископаемые останки известны из американских штатов Вайоминг и Монтана, а также из Канады и Южной Америки. В России обнаружены в верхнем меловом периоде Амурской области. Время обитания – меловой период мезозойской эры, примерно 70-65 миллионов лет назад. 

Этого мощного доисторического динозавра ученые-палеонтологи часто сравнивают с живым танком (дали ему прозвище - «динозавр-танк» или «бронированный динозавр»).
Панцирный динозавр, или анкилозавр, был еще лучше защищен от хищников, чем стегозавр юрского периода.

Это было приземистое четвероногое растительноядное животное с головы до кончика хвоста покрытое прочной броней из овальных костных пластин, поверх которых была прочная роговая кожа. Этот массивный костяной панцирь покрывал всю дорсальную (верхнюю) часть головы, шеи и туловища, не доходя до брюха. Все тело анкилозавра, а точнее его верхняя часть от головы до хвоста, было покрыто различного рода костяными наростами, острыми шипами-колючками и буграми (остеодермами). Такие же остеодермы были найдены на коже крокодилов, броненосцев и некоторых ящериц. Эти остеодермы значительно колебались в размерах, от широких, плоских пластин до маленьких, круглых узелков и были покрыты жестким роговым слоем кератина.Костные пластины располагались симметричными рядами и чередовались по размеру для лучшей защиты животного (множество мелких узелков пересекались с большими пластинами). Более мелкие пластины-узелки, возможно, были расположены на конечностях и хвосте.Некоторые из пластин с детства могли срастаться полностью, образуя подобие поясов. Таким образом, каждое животное можно было легко отличить по уникальным спинным узорам, как человека по линиям рук или чертам лица. Куда уж там современным черепахам или броненосцам до этого исполина. Даже для зубов хищного тираннозавра этот орешек был чрезвычайно крепок.По сравнению с чуть более древними «Ankylosaurid Euoplocephalus», пластины
«Ankylosaurus» были более гладкими по структуре.  Ряд плоских, треугольных шипов, возможно, выступал сбоку вдоль каждой стороны хвоста.По своей форме тело анкилозавра напоминало сосновую шишку - так много было на нем всякого рода костных выростов, шишек, бугров и шипов. Если сравнивать более точно, то тело анкилозавра - это полшишки. Анкилозавру свойственно приземистое достаточно широкое тело, крепко стоявшее на коротких конечностях, и, как утверждают ученые, он был такой же по длине, как и рейсовый автобус. Не смотря на такую, казалось бы, неуязвимость, у анкилозавра все - таки было слабое место. Дело в том, что броня покрывала лишь верхнюю половину динозавра. Живот анкилозавра был не защищен. В случае если хищникам удавалось перевернуть анкилозавра на спину, у него не оставалось шансов на спасение. Но перевернуть динозавра весом в четыре тонны задача не из легких.

Анкилозавр имел четыре толстые короткие конечности, причем задние конечности были длиннее, чем передние. Отпечатки конечностей анкилозавра обнаруженные в 1996 году близ Сукре (Боливия), согласно выводам швейцарского палеонтолога Кристиана Мейера, показали, что это огромное создание передвигалось «медленной рысью». Хотя конечности анкилозавра до сих пор не найдены, ученые в сравнении с другими анкилозаврам предложили, что «Ankylosaurus», вероятнее всего имел по пять пальцев на каждой ноге. По способу передвижения из динозавров анкилозавр наиболее близки к стегозаврам, однако отличны от них сильной редукцией лобковой кости и  непрободенной ацетабулярной впадиной.